Get Adobe Flash player

Учащимся и родителям

stopspise

 

Психологическая защита у детей

 

«Если вспомнить, сколько препятствий встречается ре­бенку на каждом шагу, не стоит удивляться, что его реакция на них не всегда адекватна ... За каждым примером его непра­вильной реакции на окружающую обстановку кроется целый ряд попыток отреагировать правильно и преуспеть в жизни.»

Альфред Адлер

 

Каждый из нас испытывал трудности, которые нужно было преодолеть.В таких случаях мы можем испытывать состояние дискомфорта, у нас появляется ощущение тревоги и даже безысходности, вызванное трудностями, которые встали на пути достижения цели. Такое состояние может быть вызвано различными причинами: от отсутствия сил, как физических, так и душевных, до неуверенности в принятом решении. В таких случаях практически каждый из нас пытается выбраться из этого состояния, применяя различные психологические механизмы уравновешивания — психологическую защиту. Все это свойственно не только взрослому, но и ребенку. Дети, которые передаются на воспитание в замещающие семьи, как правило, имеют негативный опыт проживания в неблагополучной семье и (или) в интернатном учреждении. Многие из них отягощены психологическими травмами и поведенческими нарушениями. Понятно, что воспитание таких детей требует терпения, мудрости и, конечно, специальных знаний. В настоящем выпуске методической рассылки мы познакомим Вас с особенностями формирования психологической защиты у детей, видами психологической защиты, влиянием семьи на развитие защитных механизмов у детей.

В настоящее время в детской психологии проблема психологиче­ской защиты является одной из самых актуальных и обсуждаемых. Эмоцио­нальная жизнь детей менее сложна и более прозрачна, чем эмоциональная жизнь взрослых, поэтому ее можно наблюдать. Так, если ребенок видит, что другому уделяется больше вни­мания, чем ему, то неизбежно чувствует обиду и ревность. Если исполняется его давнее желание - это наверняка его обрадует. Или он ожидает наказания - и при этом неизбежно чувствует тревогу. Таким образом, взрослый может предполагать, что на данные конкрет­ные события ребенок будет реагировать конкретными эмоциями. Но, в противополож­ность таким ожиданиям, иногда наблюдение может показать совершенно иную картину. Например, ребенок проявляет безразличие там, где взрослый ожидал разочарования, или находится в веселом настроении вместо огорчения. Во всех этих случаях произошло что-то, что нарушило нормальный процесс. Осуществляя свои защитные функции, «Я» вмеша­лось и послужило причиной трансформации эмоции.

Термин "психологическая защита" (в применении к взрослому человеку) появился в одной из работ 3.Фрейда. В 1936 г. Анна Фрейд, дочь З.Фрейда, представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.

Защитный механизм - это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности. Читать далее...

->
Сейчас на сайте находятся:
 31 гостей